?

Log in

No account? Create an account
Red with green eyes

falcrum


Falcrum - изба-читальня

Отзывы о прочтённых мной книгах, дневники личных путешествий и размышлизмы


Previous Entry Share Next Entry
«Приговор», Юрий Нестеренко
Red with green eyes
falcrum
В общем-то, к этому автору я возращался с некоторой опаской, но вышло вполне прилично - эдакая квазиальтернатива (почему "квази" - объясню ниже): империя Карла Великого не развалилась, а сохранилась как единое образование, но в ней после смерти очередного правителя начинается многолетняя война двух кланов на уничтожение. Что-то вроде Алых и Белых Роз, но куда разрушительней. Вот о паре "щепок" из "рубки" этого "леса" и идёт речь...

Итак, почему "квази": больно уж герой современен, и как-то подозрительно легко героиня "становится на его след". Ладно бы мелочи:

«- Пока ты не унесла мыло, полей-ка мне на руки... Это всегда следует делать перед едой, - наставительно заметил я, тщательно намыливая ладони.
- Так мыла надолго не хватит, - хозяйственным тоном возразила Эвелина. Увы, даже в баронских замках экономия нередко считается важнее гигиены.
- Не хватит - можно сварить еще. Это куда лучше, чем маяться животом.»


Но вот когда начинает лезть чайлдфришная асексуальность:

«Вообще, трудно придумать предрассудок более нелепый, чем представление о том, что ребенок чем-то лучше или ценнее взрослого. Кузнец более расстроится, сломав уже готовый меч, нежели испортив заготовку, садовод станет более сокрушаться о засохшем многолетнем дереве, чем о саженце - и тем не менее считается, будто гибель человеческого детеныша есть бОльшая трагедия, чем смерть уже сформировавшейся личности со всеми ее знаниями и опытом! Правда, применительно к большинству людей следует говорить не о знании, а о невежестве, и опыт у них такой, что лучше бы его вовсе не иметь... но это уже отдельная тема. Дети - это отнюдь не маленькие ангелы, которых впоследствии портит жестокий взрослый мир. Откуда бы взялась эта жестокость, если бы она не шла прямиком из детства? Дети обладают всеми пороками взрослых, за исключением похоти. Это - существенное исключение, зато взрослые хоть как-то сдерживают и маскируют свои пороки нормами приличий - к этому, собственно, и сводится воспитание - дети же не делают даже этого. Что такое палач, истязающий жертву? Это просто ребенок, которому наконец позволили быть собой. Которого больше никто не будет ругать за то, что он мучает кошку или обижает младшего братика. Это не дети играют в войну потому, что подражают взрослым. Это взрослые воюют потому, что, наконец, дорвались до возможности воплотить свои детские мечты по-настоящему. С железными, а не с деревянными мечами.»

Зато с мракобесием - всё чётко:

«- Страх перед божьим судом?
- Не-ет, - рассмеялся я. - Судя по тому, сколько грехов на душе у священников, этот страх - наименее действенный из всех. Люди, даже если на словах они утверждают обратное, вообще куда более склонны верить конкретным и зримым угрозам, нежели страшным сказкам, не имеющим никаких доказательств. И, между нами говоря, в чем-в чем, а этом они правы. Опять же церковники, не желая распугать свою паству, оставили лазейку в виде возможности искупить почти любой грех покаянием - что обессмысливает всю затею. Нет, страх, о котором я говорил - это страх потерять самоуважение.»


Можно цитировать и цитировать:

«- Вера - вообще весьма скверная вещь... Она заполняет пустоты, образовавшиеся из-за отсутствия знания. Но это бы еще полбеды. Хуже, что когда знание, наконец, приходит на свое законное место, обосновавшаяся там вера не хочет его пускать.»

Потому, что над этими простыми, в общем-то, вещами как-то не принято думать:

«- Значит, ты не считаешь счастье своей целью?
- Нет, конечно. Что может быть глупее, чем тратить кучу усилий, дабы достигнуть состояния, в котором идиот пребывает от рождения?
- Церковники ведь тоже говорят нечто подобное?
- Отнюдь нет! - горячо возразил я. - Церковная аскеза не имеет с этим ничего общего. Монахи остаются в рамках все той же системы ценностей, нанизанной на ось "счастье - несчастье", или, проще говоря, "удовольствие - неудовольствие". И стремятся к наслаждению ничуть не меньше, а то и больше, чем самый распоследний кутила. Просто они рассчитывают, отказываясь от земных утех, купить себе тем самым вечное блаженство в раю. И чем суровей они будут истязать себя здесь, тем лучше, по их мнению, им будет там. Тоже, кстати, забавная человеческая глупость - представление о том, что, дабы получить что-то хорошее, надо непременно испытать что-то плохое. Страдать и жертвовать. А если кто-то достигает блага без страдания и жертв, то он хуже мошенника. Хотя это ровным счетом ниоткуда не следует...
- Кажется, я понимаю, откуда взялось такое представление, - перебила Эвьет. - Из обычной торговли. Чем ценнее то, что ты хочешь получить, тем больше ты должен отдать взамен.
- Да, но даже в торговле то, что ты отдаешь, совсем не обязательно обладает ценностью для тебя. Важно, чтобы оно было нужно твоему контрагенту, а тебе оно может быть даже обременительно... Но главное, мир - не меняльная лавка, а жизненные блага - не товары, измеряемые в штуках, фунтах и пинтах. Кому и сколько надо платить за талант, за достижения собственного ума, да даже и просто за счастливую случайность? Если люди считают, что контрагентом в данном случае является бог, а платить ему следует страданием, то получается, что человеческие страдания являются ценным для бога товаром. Интересное представление о всеблагом и всемилостивом, не так ли?»


А заикнись, сразу получишь в ответ резкое неприятие - так промыты межушные ганглии:

«- Обрати внимание - люди вообще не в состоянии придумать сколь-нибудь привлекательный рай. Причем не только наши церковники. И у язычников прежних времен, и у восточных и южных варваров та же картина: люди весьма искусны и изобретательны в описаниях ада и тамошних пыток и мучений, но как доходит до места вечного блаженства - фантазию словно парализует, и получаются картины одна непригляднее другой. Жители северных графств до крещения, к примеру, считали, что рай - это место, где воины днем рубятся друг с другом, а вечером пируют. На следующий день все повторяется, и так - вечно. Никаких других занятий там нет. Аналогично в других религиях: пиры и драки, пиры и плотский грех, пиры и охота. Всё. Навсегда и без вариантов. Им даже в голову не приходит, насколько быстро осточертеет подобный образ жизни. Ну, наши, конечно, всех переплюнули, считая, что можно испытывать вечное блаженство, бесконечно гуляя по довольно-таки небольшому саду, играя на арфе и распевая льстиво-угоднические песни во славу начальника этого заведения. Право же, иная каторга и то выглядит интереснее. Тем более с нее хотя бы теоретически можно сбежать. Я, правда, читал, что совсем далеко на востоке есть религия, согласно которой душа после смерти вселяется в новое тело, причем не обязательно человеческое, и проживает новую жизнь от начала до конца. Но и там это рассматривается лишь как наказание за грехи, а раем считается прекращение этой цепочки перерождений и впадение в этакий ступор, который, по сути, ничем не отличается от окончательной смерти, от небытия... И никому даже в голову не приходит связать рай с вечным познанием, с неиссякаемым творчеством, да хотя бы просто с путешествиями по разным мирам, в конце концов!
- Веришь ли, Дольф, я тоже об этом думала! Что рай, как его описывают - слишком скучное место. Мне, правда, не было скучно в моем лесу. Но то лес, а то - сад. Деревья рядами и под ними толпы народу прогуливаются. А вокруг забор с воротами.
- И ангелы на башнях в качестве надсмотрщиков, - кивнул я. - Этого, правда, в классических описаниях нет, но - напрашивается. Впрочем, там еще одно развлечение есть - смотреть через забор, как грешников в аду мучают. Вот что можно сказать о существах, которые ТАК представляют себе место вечного блаженства праведных? По-моему, "больные выродки" будет самым мягким из определений.
- Кое-кто вполне заслуживает мучений, - мрачно возразила Эвьет.
- Не спорю. Но ты ведь не хотела бы всю вечность любоваться на это?
- Нет, конечно. Месть хороша только тогда, когда она имеет конец. Когда можно сказать себе "ну вот, я отомстил, теперь могу заняться другими делами". Это - как освобождение. А иначе: ты не задумывался, Дольф, что надсмотрщик - такой же узник, как и заключенный? Он проводит всю свою жизнь в той же самой тюрьме. Условия у него получше, но...
- ...но это количественная, а не качественная разница, - подхватил я. - Именно так. Беда не в отдельных угнетателях и узурпаторах. Беда в том, что людям в принципе не нужна свобода. Они попросту не знают, что с ней делать. Мало им земных тиранов - они придумывают себе еще и небесного. И вечную тюрьму за гробом в качестве самой сокровенной мечты и цели.»


Толково.


  • 1
"И никому даже в голову не приходит связать рай с вечным познанием, с неиссякаемым творчеством, да хотя бы просто с путешествиями по разным мирам, в конце концов!"
Мне приходит.
Адом будет тянуть ещё и третий срок на Земле.
И ещё я просто обожаю упёртых в любой области.
От "Хотите поговорить о Боге?" до "Да это же типичное православие головного мозга!".

Камрад, вот ещё одна цитата оттуда же:

«- Все равно у тебя нет доказательств, что истории о благородстве Ришарда - ложь!
- У меня нет доказательств, что они - правда. А доказывать надо истинность, а не ложность.
- Почему?
- Сама подумай, что будет, если встать на обратную позицию. Тогда любое - абсолютно любое! - утверждение будет считаться истинным, пока не доказано обратное. Например, что луна состоит из козьего сыра, или что весь мир создан вот этим камнем, валяющимся слева от дороги... Ну и так далее, включая утверждения, противоречащие друг другу. Что есть очевидный абсурд. Это не говоря уже о том, что доказательство ложности во многих случаях вообще невозможно. Докажи, к примеру, что этот камень не обладает разумом! Не разговаривает, ничего не делает, никак не проявляет свою личность? А может, он просто не хочет?»


Докажи, чё там.

Кстати, по поводу "Докажи!".
"А доказывать надо истинность, а не ложность.
- Почему?
"
- А зачем?

Есть вещи, принципиально недоказуемые.
Любовь, например.
Наличие разума.

Можно пытаться доказывать, что я - разумен, однако я не уверен, что у нас с оппонентом будут Корректные Критерии.
Про камень - тоже прикольно.
Моя рука - разумна?
А ухо?
А может наша планета вполне себе Разумна, но её Разум отличается от нашего. Тогда надо плясать от Человеческого.

А-а-а! Со мной разговаривает Разумный Плюшевый Медвед!

Ну как, разумный...
Так, зачатки Разума присутствуют.
Позволяют мимикрировать под гуманоидов.

  • 1