Falcrum (falcrum) wrote,
Falcrum
falcrum

«Рим. Последний Легат», Шимун Врочек

Начало нашей эры, римляне осваивают Германию. При непонятных обстоятельствах убит легат одного из легионов. Власть реагирует традиционно, распяв варваров числом побольше. Но младший брат погибшего, сенатор, добивается у императора назначения на место покойного - не люблю, грит, когда моих родственников режут, надо бы разобраться как следует...

Я в восхищении! Получился чудесный исторический роман, причём написанный великолепным языком. Отдельный бонус - выверенное вплетение современных слов в архаичный контекст: что-то похожее есть разве что у Олдей в «Чёрном Баламуте».

«Наше родовое прозвище - Целест - означает Небесный. Это цвет. И высота полета. И, кажется, еще чистота помыслов... не помню. В общем, какая-то хрень в этом духе.
Верхний слой воздуха, самый легкий, по-гречески называется "эфир". На латыни его принято называть "квинт эссенция", пятый элемент.
В верхнем слое воздуха живут боги. Они дышат им, этим эфиром. Когда мы взываем к ним, наши мольбы должны преодолеть все слои воздуха, вплоть до верхнего, который, кстати, небесного - голубого - цвета.
Но молитва - это не самое главное. Главное - дождаться ответа.»


Ну, а просто мелких, но интересных деталей - не счесть:

«Воробей. У греков воробьи - переносчики душ умерших. Когда человек умирает, они подхватывают его душу и несут в подземный мир.
У нас, римлян, этим же занимаются голуби. Поэтому даже урны для праха у нас в форме голубей. Колумбарии.»


"... все, что нам известно из исторических и литературных источников об их менталитете, позволяет утверждать, что в описываемое время римское общество было по сути атеистическим."
(с) Еськов, «Евангелие от Афрания»


«В глубине таблиния - кабинета Вара - я наконец замечаю бронзовую статую молодого человека с тонким красивым лицом. Заметное сходство с принцепсом... стоп, это же алтарь! Культ божественного Августа (и Рима, как стыдливо добавляют) сейчас распространен по всем провинциям. Легионы, кроме своих орлов, имеют в качестве священных символов изображение принцепса. Имаго - вот как это называется. Имагифер носит его на древке, солдаты приносят жертвы и молятся Августу, как одному из богов. Почему нет? Бог, который платит жалованье. Да, такому стоит молиться!»

Временами кажется, что ты читаешь и смотришь фильм одновременнно - до того хорошо сделано:

«Возможно, тогда всадники второй турмы обратят внимание на своего командира, потому что сейчас он точно не центр их внимания - всадники второй турмы уставились на то, как легионеры готовят пленного германца к распятию.
Тук, тук!
Удары молота звучат с оттяжкой; рябой легионер работает на совесть, молот поднимается и опускается, вгоняя квадратный гвоздь в запястье варвара. Тот скалит зубы и обзывает палачей - легионеров два десятка, с ними центурион - на своем лающем языке, от которого хочется прополоскать рот сначала водой, затем горячим вином с медом. В одном слове столько звуков, что они не помещаются; варвару приходится вдохнуть, прежде чем закончить ругательство. Марк против желания слушает: чего-то, чего-то и чего-то там - и заканчивается на "нен". Интересный язык, для выносливых и терпеливых людей. Сколько нужно сил, чтобы назвать кого-то дерьмом, - страшно представить. Точно, думает декурион и еще немного сползает влево.
Всадники пристрастились к местному пиву, оно дешевое и почти не воняет мочой. "Почти" здесь важно, потому что вода, которую пьют легионеры, по большей части мочой воняет. Болота, думает Марк Скавр. А потом думает: зато вся Германия для нас теперь благоухает выпивкой.
Молот взлетает и опускается. Тук, тук, тук - левая рука. Легионер промахивается и бьет по кисти варвара. Хруст кости. Все замирают в ожидании... Пауза. Германец смеется.
Солдаты смотрят на него. Варвар показывает характер, а они это уважают. У каждой лошади есть характер, если не поймешь этого, всадником тебе не быть.
Легионеров называют "мулы". Это справедливо. Стоит только увидеть, как они таскаются со своими рогатками. Ребята Марка считают себя лучше простых солдат - хотя бы потому, что выше ростом и ездят за пивом верхом. В некотором роде это подтверждает тезис философов о всеобщем неравенстве, заложенном еще до рождения человека.»


Единственное, что меня слегка смутило - это "разжёвывание" в эпилоге, вроде ж в прологе сказано достаточно про «один город... далеко отсюда». Настоятельно рекомендую к прочтению, продолжение буду ждать с нетерпением.
Tags: Книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments