?

Log in

No account? Create an account
Red with green eyes

falcrum


Falcrum - изба-читальня

Отзывы о прочтённых мной книгах, дневники личных путешествий и размышлизмы


Previous Entry Share Next Entry
«Календарь Морзе», Павел Иевлев
Red with green eyes
falcrum
Что получится, если в «Дне сурка» застрянет целый город? Да ещё и с откровенной мистикой в виде талантов...



«Если бы сегодня было семнадцатое февраля, то они могли бы отпраздновать День спонтанного проявления доброты. В этот день надо подкараулить кого-нибудь и с прямым умыслом нанести ему ласки, поцелуи или иные насильственные действия, причиняющие физическую радость. Вломить пользы, отвесить доброты или причинить счастья, сколько унесет - до наступления каких-либо позитивных последствий средней и меньшей тяжести...»

В мемориз!

«- Толерантность, дорогие радиослушатели, переводится на русский словом "терпимость", и появилась она не вчера. Впервые понятие "терпимости" на законодательном уровне было сформулировано в начале XIX века во Франции, в период классического французского регламентаризма. Оно означало легализацию и обложение налогами проституции. В то время, чтобы предаться толерантности надо было идти в специальное место - "дом терпимости", maison de tolérance. Правда, с некоторых пор это явление приняло такие масштабы, что теперь можно говорить о целых "странах терпимости", так называемых "толерантных государствах". Важно помнить: если толерантность становится государственной политикой - это верный признак того, что вами правят бляди.»

Душевно:

«- Что говорит по этому поводу твоя социология?
- Что городская власть предается безудержному патернализму.
- А я думал, долбоебизму...
- Патернализм - это проекция долбоебизма на электорат. Вкратце его можно охарактеризовать как социальную концепцию, в которой граждане предполагаются инфантильными туповатыми долбоебами, которые не понимают собственной пользы.
- Ну да, - подтвердил я, - дай им волю, все засрут, проебут и спиздят, а что не смогут спиздить - поломают просто так. После чего сядут на руинах и, громко матерясь, вымрут от пьянства. Поэтому государство должно постоянно стоять над гражданином с целительными пиздюлями наготове, дабы тот вел себя как человек, а не как взбесившийся бабуин. Знаю такую теорию.
- Однако, - продолжил Славик, - при этом государство берет на себя обязанность кормить этого кретина, развлекать его и защищать - в первую очередь, от себя самого. В общем, встав в позицию родителя трудного подростка, заниматься сублимацией кнута в пряники.
По мнению нашего уважаемого мэра, без его контроля горожанин будет надевать трусы на голову, нести ложку в ухо и сушить мудя в микроволновке. Поэтому он считает себя обязанным издать инструкции и законы на любой случай жизни, на трусах написать "жопой - сюда", к ложке приложить обязательный мануал на восьми страницах со схемами, а на микроволновке написать "не для мудей!"
- Знаешь, Славик, - сказал я, подумав, - а ведь он в чем-то прав. Средний избиратель таков и есть.
- Вот так и становятся государственниками, - засмеялся он.
- Не-не, я социал-дарвинист. Пусть каждый выживает сам. Хочет - курит, хочет - пьет... - я отсалютовал стаканом. - Хочет - берет микрокредиты на "Айфон". На кой черт их от себя-то спасать?
- Ты не понимаешь, - Славик пил уже второй стакан, он раскраснелся и расслабил галстук, - ты думаешь, государство при этом заботится о них?
- Ну да, это ж, как ты его сейчас - патернализм, ну.
- А вот нифига. Государство всегда заботится только о себе. Взять, вот, к примеру, пенсионную систему. По твоей мысли, если человек в государстве почитается полноценной мыслящей единицей, то его пенсия - его личное дело. Откладывай в банк под проценты, копи, инвестируй - будешь иметь обеспеченную старость. Не стал - твои личные проблемы. Иди, ночуй в картонной коробке на свалке, конкурируй за ужин с крысами. Так?
- Ну да, - сказал я неуверенно, чуя подвох, - примерно так.
- А теперь, представь, что стало по-твоему. С завтрашнего дня - никаких пенсионных отчислений, граждане сами должны заботиться о накоплениях. Не будем сейчас вдаваться в технические моменты, вроде инфляции и инвестиционных рисков, давай рассмотрим два варианта развития событий.
Вариант номер один: все граждане, понимая, что старость неизбежна и здоровье не бесконечно, всю трудовую жизнь тщательно просчитывают экономическую целесообразность вложений и откладывают деньги, заботясь об их сохранении и преумножении. Все пенсионеры богаты и счастливы, отдыхая на пляжах и в санаториях.
Вариант два: очень небольшая часть граждан подойдет к своему будущему достаточно ответственно, чтобы откладывать деньги, и при этом еще и окажется достаточно подкованной в области финансов, чтобы эти деньги не просрать. Это, по большей части, будут как раз те люди, у которых и так все в порядке, и госпенсия им не очень-то и нужна.
Славик откинулся на стуле, посмотрел на меня сквозь стакан и ехидно спросил:
- Ну и какой вариант ты считаешь более вероятным, исходя из своего понимания природы человеческой?
- Второй, - признал я. - Люди - идиоты. Большая часть просто забьет, живя сегодняшним днем: "До старости еще дожить надо, а новый „Айфон“ уже вышел!" Остальные деньги сначала отложат, но потом отдадут их продавцам чудодейственных лекарств, кредитным манипуляторам и мошенникам на доверии.
- И вот, представь, - продолжил свою мысль Славик, - подходят к пенсионному возрасту те, кто провтыкал или просто не сделал накоплений. На улицах тысячи умирающих от голода стариков. Они, безусловно, сами во всем виноваты, никто не спорит. Но посмотри на это с точки зрения государства - нужен ему такой аттракцион? Скажут ли эти непенсионеры, мол, "Мы сами дураки, просим в нашей смерти никого не винить" или выйдут с плакатами "Мы всю жизнь работали, а теперь умираем от голода, спаси нас, чертово жестокое государство"?
- Думаю, тот еще хай поднимется...
- Вот и государство рассуждает примерно так же. "Нахрен нам такие праздники!" - думает оно и отбирает у граждан деньги принудительно и заранее, чтобы потом из этих денег, худо-бедно, но дать что-то этим кретинам, чтобы они не сдохли по своей же дурости. Это тот же патернализм, но он уже не выглядит такой дурью, как запрет булочек, верно?
- Ну... - почесал я в затылке, чувствуя, что меня только что развели, но не находя аргументов возразить.
- Вот так, путем несложных умственных экспериментов мы пришли к выводу, что чаще всего люди не слишком рациональны в своем поведении. И потому в наш гуманный век патернализм является не таким уж бессмысленным. Редкое государство в наши дни может спокойно позволить себе дать умереть всем дуракам: а кто ж тогда работать будет? Забавно тут другое - что наш мэр, считающий себя прогрессивным либертарианцем, постоянно прибегает к директивному патернализму, который считается признаком авторитарности.
- А что, бывает какой-то другой патернализм?
- Конечно, - Славик с удовольствием отхлебнул из стакана. - Существует либертарианский патернализм, как бы странно эти два слова ни смотрелись рядом.
- Это как?
- Директивный патернализм запрещает человеку жрать булочку для его же пользы, и человек возмущается. Либертарианский - манипулирует человеком так, что он остается в полной уверенности, что не жрать булочку - его собственный выбор. Например, можно выкладывать в супермаркете булочки в дальнем углу на нижней полке, заполнив все козырные места капустой и яблоками.
- Ага, щаз, - не поверил я. - В супермакете выкладывают на видное место товары с наибольшей прибылью, жратву с истекающим сроком годности или то, за что поставщик отдельно приплатил.
- Либертарианские утопии не менее утопичны, чем авторитаристкие, - пожал плечами Славик. - В результате всегда рулит государство, но авторитарное не стесняется в этом признаться.
- В общем, с патернализмом всё более-менее ясно, - собрался с мыслями я. - Но вот что у меня не сходится... Если гражданину нельзя доверить даже булочку себе выбрать - то какой он, к чертовой матери, избиратель?
- А вот в этом, - Славик поднял... нет, даже воздел к потолку палец, - и состоит контекстуальный дуализм социального мироустройства...»


Ой, ведь напророчит:

«Микроагрессия - это любое поведение, намек на поведение, то, что может быть воспринято как намек на поведение, то, что может ассоциироваться с намеком на намек на поведение...
В общем, все, что может вызвать самомалейший душевный дискомфорт у человека, считающего себя обиженным по умолчанию. Потому что он негр, женщина, гей или просто унылый козел.
Например, Университет Северной Каролины выпустил руководство, в котором говорится, что комплимент женщине "мне нравятся ваши туфли" - это микроагрессия. Потому что вы поставили ее внешность выше ее интеллектуальных способностей. Но если бы ей сказали "вы очень умная" - это тоже было бы микроагрессией, потому что подчеркнуло это ее качество, а значит, в нем сомневались. Если бы промолчали, это тоже было бы микроагрессией, потому что это игнорирование. В общем, если перед вами обиженный мудак, то само ваше существование является микроагрессией.
В законопослушных толерантных социумах с микроагрессией успешно борются, а потом удивляются, почему человек вдруг выходит на улицу с винтовкой и стреляет во всех, кого видит, пока патроны не кончатся. Не стоит затыкать предохранительные клапаны, встроенные в нас природой!»


Я вот представил...

«- ...А двадцать первого июня был бы день репродуктивных органов покрытосеменных растений, - закончил я утренний блок. - В этот день люди массово ампутируют у них особые побеги, приспособленные для образования спор и гамет, и, используя яркую окраску их чаше-листовой части, составляют из них различные композиции. Наверное, если бы в эволюционном соревновании победила не фауна, а флора, и разум развился бы не у млекопитающих, а у каких-нибудь кустов, то мужская особь двудомного растения вручала бы женской в знак благоволения пучок свежесрезанных ароматных пенисов. А та бы скромно кивала кроной и шелестела в ответ: "Ах, как мило... Мне так нравятся именно эти, волосатые..." В общем, дорогие радиослушатели, пользуйтесь эволюционным преимуществом, дарите женщинам цветы!»

Просто чудесно - две книги подряд, которые хочется разбирать на цитаты. Рекомендую.


  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Ребе, Док вообще очень жжот, что про УАЗик, что про самогоноварение :)
Весь цикл про город и людей рекомендую люто, бешено.

Я за ним послежу бдительно, ага. Ибо накал порадовал.

Ну, начинать слежку с 7 книжки уже поздно, надо брать сначала :)
там и бигдата, и блокчейн, все как мы любим :)

Это "УАЗдао" серия же? Да, надо будет заценить - спасибо!

uazdao.ru
Там есть инструкция, что и в каком порядке читать

Ага, я нашёл уже.

  • 1