Red with green eyes

falcrum


Falcrum - изба-читальня

Отзывы о прочтённых мной книгах, дневники личных путешествий и размышлизмы


Previous Entry Share Next Entry
«Апостол Папуа и другие гуманисты. II. Зумбези», Александр Розов
Red with green eyes
falcrum
С небывалым удовольствием изучил очередной том цикла «Конфедерация Меганезия»...

«- Потому, что Лукас Метфорт внушает мистический ужас современным фарисеям, ведь многие уверены, что именно Метфорт составил Лантонскую Великую Хартию, или, по крайней мере, редактировал ее перед принятием. И еще: Метфорт в некоторых случаях говорит почти как Иисус. "Демократия для людей, а не люди для демократии". Тезис в стиле Капитана Очевидность, и от него содрогается Глобальная Система.
- А... Я как-то опять не сообразил, что вы такое сказали.
Коннор Макнаб кивнул в знак того, что и не ждал мгновенного понимания.
- Видишь ли, Хавер, согласно определению, демократия это власть народа. И система, известная, как глобализм, или глобальный капитализм, утверждает, будто демократия лучший строй для всех людей. На этом ложном аргументе, глобализм основывает свое мнимое право насаждать демократию всем людям нашей планеты. Глобализм жестко проводит передачу власти – народу. Во многих странах это вызывает такую нищету и страдания простых людей, каких не было даже при самой скверной диктатуре.
- Монсеньор, я снова не понимаю. Если власть у народа, то почему народу плохо?
- Будь внимательнее, Хавер. Разве я говорил, что народу плохо?
- Простите, но вы точно говорили про нищету и страдания простых людей.
- Людей! – громко сказал Макнаб, - Людей, а не народа. Народ это не люди, вот второй тезис Метфорта в стиле Капитана Очевидность. Ты еще не понял, Хавер?
В ответ, бармен покрутил головой, давая понять, что действительно не понял. Апостол Папуа многозначительно поднял ладонь, и произнес:
- Как учит Евангелие, первосвященник Каиафа говорил: пусть человек умрет за народ. Затем народ кричал прокуратору Пилату об Иисусе: распни его! Вот Иисус - это люди, каждый из нас, живых, любящих, неповторимых. Народ - это не люди, это субстанция, которая должна существовать для людей, но не править людьми. Если народ начинает править людьми, то от его имени правят фарисеи, скрывая свою выгоду и амбиции за ложью об интересах народа. Лукас Метфорт показал очевидное, и система дрогнула.»


В детстве, как и все тогда, изучал творения Анн и Сержа Голон - тоже недоумевал:

«"...Не скрывали восхищения, произведенного ее видом". Обалдеть можно. Анжелике по календарю сериала около 45 лет, она родила полдюжины детей, а жизнь сложилась так, что профи подпольщик-оперативник не позавидует. И не забудем: это происходит в середине XVII века, когда санитария, бытовая медицина, и безопасность питания - примерно как у современных бомжей. Но Анжелика продолжает восхищать молодых парней своим видом.»

Была у меня эта книга с комментариями длиннее, чем текст - но вот такого не помню:

«Кто любит сказку "Алиса в стране чудес" Кэрролла, тот, конечно, помнит Мок-Тартла (фальшивую черепаху). Это персонаж наподобие теленка в черепашьем панцире. Если раскопать его генезис, то найдется суп, популярный у мелких буржуа Викторианской Англии. "Mock-Turtle soup" делался из телятины по рецепту, дававшему похожесть на эксклюзивный суп из зеленой морской черепахи (доступный лишь магнатам). Мелкая пуританская буржуазия, социальный мусор (а точнее шлак от работы Демона истории, совершившего Промышленную революцию), изо всех сил стремилась казаться чем-то достойным уважения. Но как? В этой среде считается, что уважения достоин тот, кто "элитно потребляет". Вот почему мелкие буржуа любили хотя бы фальшивый суп из зеленой черепахи, но мечтали добраться до настоящего. И когда научно-технический прогресс случайно дал буржуа эту возможность, зеленые черепахи были обречены на хищнический вылов из океана, и растворение в скороварке массового потребления.»

Чудесно:

«"Значит, это вот как. Какие-то люди, ставшие государственной властью в стране Х, по каким-то соображениям решают где-то воевать. Например, хочется привести какую-то африканскую страну Z к порядку, как они это понимают. Или им требуется повод для отсрочки по госдолгу. Или просто надо отвлечь население от внутренних проблем. По такому случаю, дается приказ на перемещение авианосной группы к берегу Африки, и дальше, пилоты X поднимают с палубы тактические бомбардировщики, долетают до столицы Z, и каждый сбрасывает 10 тонн бомб примерно туда, где находятся власти Z, неугодные властям X. Ключевое слово: примерно. Большинство этих бомб взорвется в жилых кварталах, превратив сотни простых африканцев: мужчин, женщин, и детей – в подгорелый фарш, полностью или частично. Верно ли я понял, что пилоты могут быть уверены, согласно вашему катехизису, в моральной допустимости своих действий?".
Монашки возмущенно возразили и зачитали еще одну цитату из того же источника:
"Наш моральный долг - отказаться выполнять приказ о совершении геноцида. Любое военное действие с целью уничтожения без различия целых городов или области с их населением, это преступление против Бога".
Махно снова постучал пальцами по штурвалу, и спросил у них: сколько раз за полвека церковь призвала католиков-военных отказаться выполнять приказ о бомбардировке городов? Между прочим (проинформировал он) за эти последние полвека в локальных войнах погибло больше мирных жителей, чем в двух мировых войнах. Бенедиктинки попробовали отговориться тем, что Папа Римский осуждал бомбардировки. Но Махно спокойно повторил вопрос: был ли призыв церкви отказаться выполнять приказ? Они признали: такого призыва не было, но добавили: церковь не может подменять совесть конкретного человека, и вмешиваться в политику светских властей. Махно с иронией заметил: эти соображения почему-то не мешают католической церкви вмешиваться в совесть и политику по темам семьи, аборта, секса, клонирования, и GM-инженерии.
Но бенедиктинки и тут знали что ответить. Они процитировали Евангелие: "отдавайте кесарево - кесарю, а божие - богу". Тогда Улат Махно сообщил: "В этом проблема: вы верите в такого бога, который по значимости расположен после кесаря. В такого бога, который обладает какими-то полномочиями только в отношении босяков, и только по вопросам, делегированным ему государством. В такого бога, который ищет щедрости кесаря, съедающего львиную долю, оставляя слуге сколько-то объедков за усердие".»


Ещё прекрасного:

«На заре цивилизации оружие было для любого свободного человека таким же бытовым инструментом, как плуг, а война была таким же обычным делом, как агротехника. Человек воевал, чтобы добыть что-то, или защитить что-то в интересах своей семьи или общины. Можно сказать, что война ради добычи, попросту: разбой, выглядит аморально. Но вооруженная защита своего дома и хозяйства вызывает у нас моральное одобрение, причем это относится к любой эпохе. Обратимся к современной фильмографии. У нас равно вызывает симпатию два героя: античный фермер, взявший меч, и зарубивший разбойников, и современный человек, взявший пулемет, чтобы застрелить байкеров, терроризирующих его район. При этом официальная мораль и право оказываются почему-то на стороне байкеров. Видите ли, самосуд в т.н. "цивилизованном мире" абсолютно запрещен. Отсюда следует такой принцип: главное – не защита добросовестных жителей от насилия, а запрет частного насилия в любых ситуациях – независимо от того, справедливо оно или нет. Легальные власти максимально-экономично минимизируют усредненное насилие. Это значит: они склонны не ловить вооруженных бандитов, которых сравнительно мало, и поимка которых нетривиальна, а наказывать добросовестных жителей, если те решили самостоятельно, с оружием в руках, заняться безопасностью своих домов и улиц. Но, с другой стороны, эти легальные власти вербуют жителей в солдаты, выдают им оружие, отправляют в какую-то третью страну, и приказывают применять насилие там против незнакомых людей, которые этим жителям абсолютно ничего плохого не делали, и не собирались делать. Это называется или "война", или в современной риторике "защита свободы, демократии и правопорядка в странах Третьего мира".»

Продолжаю настоятельно всем рекомендовать - цитировать можно до бесконечности...

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

"Мок-Тартла (фальшивую черепаху)"
в той книжке с длинными комментариями этот персонаж назывался Черепаха-Квази.

А я читал об этой черепахе в статье о трудностях перевода…

Что-то такое и мне смутно вспоминается, но...

Качество текста между тем растёт по сравнению с ранними меганезийскими книгами, а вот согласованность падает.
По приквелам мы имеем на момент, близкий к 2030 году, полноценный искуственный интеллект. По основным книгам на 2050-е такового мы не имеем. Ну и вообще как-то приквелы всё больше раскрываются и основные книги выглядят всё более бледными по сравнению с ними.


> цитировать можно до бесконечности...

Имоджен Мюр, не вникала в такие детали, она прицелилась видеокамерой в летчиков (профессиональная реакция репортера – поймать состояние людей после экстрима). В данном случае, Хрю Малколм выглядела просто, как пилот после тренировки. Но вот тинэйджер - марон, похоже, ощутил, что такое «штрафбат для камикадзе». Его светло-коричневая кожа стала пепельного цвета. Вроде бы, признак испуга. Но глаза у него – восторженные, как у ребенка, впервые прокатившегося на американских горках. Это настолько удивило австралийскую журналистку, что она задала вопрос:
- Саузо, что ты думаешь об этом полете?
- Было страшновато! - ответил он, - Зато я столько всего понял!
- Главное, - встряла Хрю, - ты понял, как плавают по Стиксу зигзагами. E-oe?
- Шутишь так? – спросил он.
- Так, ты первый начал про Стикс, - напомнила Хрю.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account